В первом концерте Сен-Санса для виолончели с оркестром преобладают черты пикантного и причудливого галантного стиля Эстетическим 'центром концерта стал грациозно инструментованный менуэт. Оркестровое сопровождение виолончели представляет особые трудности ввиду низкого регистра инструмента, легко подавляемого звучанием оркестра. Легкие краски и выдержанность здесь особенно удались Сен-Сансу
Во втором (двухчастном) виолончельном концерте непринужденно сопоставлены бодрый неоклассицизм и прохладная лирика (первая часть завершается излюбленным Сен-Сансом затиханием-истаиванием лирического образа); вторая часть — бойкое и задорное скерцо, отмеченное типичной для композитора импульсивной ритмикой. Обращают на себя внимание: эпизод с напевающим в высоком регистре фаготом и темпераментная, ритмически- неустойчивая каденция виолончели.
Сюита для виолончели и фортепиано (ор. 16), сочинённая ещё в 1862 году предвосхищает те моменты, которые у позднего Сен-Санса получат гораздо более оригинальное выражение: упомянем неоклассическую (под Баха и Генделя) стилизацию Прелюдии, ритмическую остроту Серенады, полетность Скерцо. Освободиться от давящего влияния музыкальных образов далекого прошлого Сен-Сансу сплошь и рядом бывало очень трудно. Но примечательно, что его освобождение оказывалось, как правило, не уходом от таких образов, а как бы их присвоением, оригинальным претворением. Дуэт для скрипки и виолончели с оркестром "Муза и поэт" (ор. 132), сам Сен-Санс охарактеризовал как беседу двух инструментов вместо состязания двух виртуозов. Это авторское определение очень точно. Перед нами действительно разговор, где солисты высказываются то порознь, то в дуэте. Этот разговор то слегка мечтателен, то рассудочен. Порою он становится несколько возбужденным и будто грозит какими-то осложнениями. Порою в нем выступают кокетство и бойкость. Но все это — в пределах совершенной благовоспитанности: разговор заканчивается полным и шумным согласием беседовавших.
Saint-Saens - Cello Concertos. La Muse et le Poete
Cello Concerto № 1, Op. 33 (1873)
I. Allegro Non Troppo (5:38)
II. Allegretto (4:39)
III. Allegro (8:32)
Cello Concerto № 2, Op. 119 (1902)
I. Allegro Moderato E Maestoso, Andante Sostenuto (12:05)
II. Allegro Non Troppo (6:05)
La Muse et le Poet, violin & orchestra, op. 132 (1909) (15:51)
Suite Cello & orchestra, Op.16 (1862, 1919)
I. Prelude (2:02)
II. Serenade (2:51)
III. Gavotte (2:57)
IV. Romance (5:31)
V. Tarantelle (3:48)
Prayer, cello & organ, op.158 (5:55)
Steven Isserlis, cello
Joshua Bell, violin
Francis Grier, organ
London Symphony Orchestra
Michael Tilson Thomas, cond. (1st cello concerto)
North German Radio Symphony Orchestra
Christoph Eschenbach, cond.
http://files.mail.ru/AO8LL2
Комментариев нет:
Отправить комментарий